Как правильно подобрать дополнительный аккумулятор для электроскутера?
Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи ещё не потеряли своей актуальности в качестве источника питания для всевозможного двухколёсного электротранспорта. Большую роль тут играют два фактора – низкая цена таких АКБ по сравнению с набирающими популярность литий-ионными, а также почти повсеместное внедрение AGM технологии со связанным электролитом. Это обеспечивает необслуживаемость и повышенный срок службы. Но только при условии правильно сделанного выбора.
Тяговый и буферный режимы
Если исключить хорошо известные автомобильные стартёрные батареи с их специфическим режимом работы и широкой известностью, то свинцовые аккумуляторы для прочих применений укрупнённо подразделяются на те, что используются во всевозможных источниках бесперебойного питания или автономных системах энергоснабжения, а также на тяговые для электротранспорта.
Буферный режим характеризуется постоянным нахождением АКБ под напряжением поддержания и работой на разряд лишь в редких случаях пропадания основной сети. Тяговые же должны весь свой срок службы отработать в циклическом режиме, то есть полный заряд с последующим разрядом до максимально допустимой конструкцией глубины.
Если приобрести аккумулятор для электроскутера из линейки батарей, разработанных под ИБП, то долго он в режиме циклирования не проживёт. Можно рассчитывать на пару месяцев эксплуатации, что мало кому понравится. Дальше АКБ потеряет ёмкость, перегреется и деформируется. Нужен специализированный тяговый аккумулятор.
Особенности тяговых АКБ
Обычно такие аккумуляторы выполнены с отличиями по технологии:
- у них более толстые и массивные пластины электродов;
- на них указаны значения нормированной ёмкости при коротких циклах разряда;
- допускается более глубокое расходование энергии, хотя тут есть и определённый рекламный эффект;
- нормируется количество циклов за весь срок службы, которое зависит от температуры, глубины разрядов и тока нагрузки.
Батареи, ориентированные на тяговый режим, имеют большую массу, габариты и заметно дороже стоят. Но сэкономить не получится, при попытке использовать буферную батарею срок службы сократится примерно на порядок, то есть в десять раз.
Типичный разряд тяговой батареи для скутера или электромотоцикла нормируется в двухчасовом режиме, то есть ток нагрузки будет составлять примерно половину от численного значения ёмкости в ампер-часах. Это очень похоже на реальное использование в мопеде. Для сравнения – буферные батареи от ИБП нормируются на 20-часовый режим разряда.
Как выбирать
В первую очередь, надо чётко определиться с производителем. Все проблемы репутационного свойства для класса AGM свинцовых батарей связаны именно с необдуманным приобретением нонейма, то есть дешёвого и некачественного товара. Проверенный производитель, то есть надёжность которого подтверждена маркетинговым исследованием в сети, полностью изменит мнение о применимости AGM для лёгкого электротранспорта в принципе, немного откусив от рынка Li-ion.
Поскольку свинцовые батареи, даже самые продвинутые и от именитого бренда, всё же не терпят глубокий разряд, по ёмкости их надо выбирать с запасом. Иначе они потеряют её при первом же случае полного исчерпания.
Основные проблемы будут связаны со значительной массой и габаритами. Придётся продумать крепление, размещение и дополнительную амортизацию. Ударные нагрузки на корпус должны быть исключены, трещины выведут батарею из строя полностью, несмотря на связанный электролит.
Совместимость с контроллером проверяется по допустимым токам и напряжению последовательно соединённых батарей. Тут проблем не будет, поскольку напряжения стандартизированы и выбираются через каждые 12 Вольт, а токовые режимы в целом определены временем разряда около 1 часа. Не стоит надеяться на долгий срок службы, если батарею предполагается разряжать ниже 30-40% от ёмкости.